Рота на посту

Об авторе

Рубин Элизабет на letterra.org
Журналист и штатный автор Нью-Йорк Таймс. Получила международное признание за публикации «о войне и современности». Статья была «Рота на посту» опубликована в Нью-Йорк Таймс 24 февр. 2008 г. «Я...
Вкус Жизни

Я отправилась в Афганистан прошлой осенью, чтобы ответить на вопрос: почему мы со всеми нашими технологиями убиваем так много мирных граждан в авианалетах? Цифры потерь среди гражданского населения по вине НАТО обескураживающе высоки: по данным Хьюман Райтс Уотч на сентябрь прошлого года, 350 человек погибли по вине коалиции, 438 – по вине боевиков. Количество металла, обрушиваемого на Афганистан, не укладывается в голове: миллион фунтов (около 500 тонн) в период с января по сентябрь 2007 года, против полмиллиона за весь 2006-й.

 Через несколько дней у меня появились новые вопросы: возможно, в антитеррористической кампании есть более глубокая проблема? В прошлом году были убиты более 100 американских солдат, это наивысший показатель с начала ввода войск в Афганистан. Почему число погибших американцев растет?

 ***

 19 октября Кирни и его люди были заброшены с воздуха в тыл боевиков с миссией, которую многие считали чистым безумием. Она называлась Горная Лавина и продолжалась около шести дней. Одной из ее главных целей была деревня Яка Шина.

Кирни как хороший солдат пытался распалить своих ребят, обещая, что они доберутся до боевиков, убивших их друзей, до тех, чьи злобные физиономии приклеены на генеалогическое древо «плохих парней» на блокпосту. Они разворошат гнездо партизан и перекроют их транзитные пути с Пакистаном. Они убедят крестьян перестать укрывать плохих парней, предложив им проект реконструкции дорог на 11 миллионов долларов, одобренный НАТО

и Кабулом, который будет осуществлять Команда по реконструкции провинции Кунар. И еще они дорисуют так называемую «человеческую карты местности», часть новой антитеррористической доктрины – какие семьи пользуются авторитетом, кто на ком женится, кто с кем враждует, есть ли распри, которые можно использовать.

Для молодых солдат это было чересчур: выступать в роли убийц, культурных антропологов, борцов за умы и сердца – и снова становиться убийцами. Вот почему за несколько часов до начала миссии, когда некоторые солдаты начали замазывать лица боевой черно-зеленой краской и сержант заорал: «Сотрите это немедленно!» – они удивились: зачем? Ведь так они напугают местных. Но когда Горная Лавина начала набирать обороты, это было уже не важно. Апачи выслеживали повстанцев по горным хребтам. Другие вертолеты сбрасывали новых солдат.

Над головами выл беспилотник, посылая инфракрасные видеофрагменты на большой экран в Кэмп Блессинге, штабе батальона, расположенном в шести милях к северу от Kоренгальского блокпоста.