Красная конница

Letterra.org_42 Виделье Филипп

Пока война опустошала поля, а голод обескровливал города, искусство воспаряло к самым высоким вершинам. Малевич размышлял. «Земной шар – не что иное, как капелька мудрости, которая должна мчаться по дорогам беспредельного», – философствовал он, не надеясь на то, что ему поверят. «В глубоких недрах сознания пространства, – думал он в полный голос, – постоянно поднимаются шквалы, которые пробивают путь новому черепу века». Не всем было дано следить за мыслью Малевича. «Мы, супрематисты, размахиваем знаменами цвета, как огнем эпохи, переходим границы новых контуров бесцветного». Супрематизм был цвета яичной скорлупы, цвета цельного молока, сливок. Супрематизм был и цвета угля, кобальта, кадмия, кармина. Супрематизм становился то красным, то черным, то кругом, квадратом и крестом. Супрематизм был гуашью, акварелью, чернилами, свинцовыми белилами. Супрематизм иногда становился хрупким фарфором. Казимир Малевич изобретал. Даже если художники ему завидовали, то подражали ему все, потому что он был самым опытным. На его счету была «Победа над Солнцем», которую играли в Луна-парке, а это уже не пустяк. «Я победил синюю подкладку неба, – распевал Малевич, – я ее вырвал, сделал из нее карман, положил в него цвет и завязал его на бантик». Супрематизм был гордецом и покорителем, полным пыла и таланта. Любовь Попова изучала для него максимальное влияние цвета, а Александра Экстер – цвет в пространстве. «Мы явились, – возвещал Малевич, – чтобы очистить личность от академической бутафории, прижечь в мозгу плесень прошлого и восстановить время, пространство, размер и ритм, движение, основы сегодняшнего дня». И все это было наглядно представлено – парило в пластической невесомости, прикреплено к фасадам зданий на Неглинке, на уникальных полотнах, размноженных афишами Окон РОСТа в виде промышленных линогравюр, намалеванных анилином. Бумага, клеевая краска: «Битва с белогвардейцами и интервентами», черный зигзаг впереди, синие облака пушек в действии, красные прямоугольники Р.С.Ф.С.Р., трехцветные флаги Белой армии, «Вот, граждане, яркий пример», бумага, гуашь и акварель, «Натюрморт с буквами – призрак бегства», холст, масло. В «Кафе поэтов» Маяковский отцепил с новогодней елки экземпляр своего «Облака в штанах» с автографом и бросил поклонницам. 

Вложение Размер
ltru_042-vid_2011.pdf 151.47 КБ